Из-за Ryanair Украина останется без пилотов

16 сентября 2017 года один из крупнейших мировых лоукостеров – авиакомпания Ryanair ошарашила весь мир. Ирландцы заявили, что в течение 6 недель отменят порядка 2000 рейсов, чтобы дать своим пилотам возможность отдохнуть, а заодно подтянуть пунктуальность выполнения рейсов.

Правда, эксперты сразу усомнились в искренности перевозчика и высказали иную гипотезу: у компании попросту нет пилотов, чтобы обеспечить выполнение всех рейсов. Британские СМИ тут же сумели косвенно ее подтвердить. Амбициозная авиакомпания Norwegian призналась, что только в 2017 году перекупила у Ryanair 140 пилотов. Факт дефицита летчиков подтвердили и сами работники ирландского лоукостера.

Между тем, дефицит квалифицированных кадров Ryanair — только вершина айсберга. Нехватка пилотов — общемировая проблема. Крупнейшие авиакомпании планеты воюют друг с другом, переманивая летчиков. А некоторые государства даже устанавливают искусственные бюрократические преграды, чтобы не допустить оттока летчиков из страны.

Редакция попыталась разобраться, как глобальные проблемы отразятся на отечественном рынке авиаперевозок и смогут ли украинские пилоты подзаработать на проблемах Ryanair.

Пилоты нужны всем

Мировая индустрия пассажирских авиаперевозок стремительно растет. По прогнозам Международной ассоциации воздушного транспорта IATA, в 2035 году авиакомпании перевезут 7,2 млрд пассажиров. Это вдвое больше, чем в 2016-м. А мировой авиапарк в нынешнем году пополнится 1,8 тыс. новых бортов и достигнет отметки 28,65 тыс.

Неудивительно, что уже сегодня в мире наблюдается колоссальный дефицит квалифицированных пилотов. Опытные летчики нарасхват. И авиакомпании уже готовы брать в штат практически любого, у кого на руках есть сертификат пилота, доучивать его и отправлять в небо. Но только не лоукостеры.

«Модель лоукостеров такова, что они не могут себе позволить вкладывать в программы подготовки пилотов, их обучение. Им нужны готовые пилоты с опытом и налетом», — отметил в беседе с глава всеукраинского профсоюза пилотов Алексей Полянский.

Его слова подтверждает и эксперт общественной кампании «Европатруль» Вячеслав Коновалов. Впрочем, добавляет он, именно кадровые проблемы Ryanair могут встряхнуть авиационный рынок.

«Уверен, что Майкл О’Лири придумает какой-то нетривиальный выход из сложившейся ситуации. Да так, чтоб еще и получить пиар-выхлоп. Например, он может создать на базе лоукостера Ryanair центр подготовки пилотов. Такого в мире еще никто не делал. Не исключено, что в будущем компания еще и заработать на этом сможет», — предположил он.

Борьба накаляется

Между тем, инвестиции в центр подготовки пилотов смогут помочь компании не сразу. Во-первых, уйдет немало времени на его создание, во-вторых, чтобы заполнить свободные вакансии молодыми специалистами понадобятся месяцы.

Пока же Ryanair придется искать пилотов на открытом рынке. А тут, говорят эксперты, поле для творчества ограничено. Летчиков интересуют комфортные условия труда, включая график полетов и проживание, зарплата и возможность карьерного роста.

И если с последним у Ryanair все замечательно — не во всякой авиакомпании пилот может быстро налетать необходимые для повышения часы — то с остальным все гораздо хуже. Пилоты жалуются на переработку и недовольны заработком.

«Пилоты хорошо осведомлены о кадровом дефиците в индустрии. И пользуются этим знанием. Вспомните хотя бы недавнюю забастовку пилотов AirBerlin», — заметил Коновалов.

И подчеркнул, что рынок пилотов почти не имеет границ. Летчики мигрируют между перевозчиками и странами постоянно. Вынуждая последних выдумывать все новые и новые хитрости для удержания кадров. Особенно сильно в этой связи страдают украинские и российские компании, которые попросту не могут обеспечить своим экипажам зарплаты уровня арабских и китайских авиаторов. Последние сегодня являются основными покупателями рабочей силы в индустрии.

К примеру российский Аэрофлот уже несколько лет пытается побороть проблему оттока кадров в сторону китайских конкурентов. В компании признаются, что летчики гурьбой бегут на вдвое и втрое большие зарплаты. Чтобы удержать их, перевозчик пробовал запускать программу «приведи друга», выплачивая по $3,5 тыс. своим пилотам за каждого летчика, которого они смогли привести в компанию.

Сейчас Аэрофлот предлагает новичкам или пилотам, которые возвращаются в компанию спустя три года после увольнения, премии до $11,2 тыс. А пилотов, которые покинули компанию в последние три года, вообще отказываются брать на работу.

Однако и эти меры, похоже, оказались малоэффективными. Поскольку Росавиация пошла на беспрецедентный шаг, установив для авиаэмигрантов непреодолимый бюрократический заслон. Организация отказалась верифицировать лицензии российских пилотов транспортной авиации (ATPL), без чего те не могут трудоустроиться в иностранную авиакомпанию.

Арабы скупают украинцев

Эксперты признаются, агрессивнее остальных «хедхантят» представители арабских и китайских авиакомпаний. Они буквально пылесосят пилотов с рынков постсоветского пространства, заманивая их невероятными зарплатами.

Как сообщил нам эксперт авиационной отрасли, в Киеве с завидной регулярностью проходят ярмарки вакансий арабских и китайских компаний. Они арендуют роскошные залы в дорогих отелях, через рекрутинговые агентства приглашают наших пилотов и проводят среди них кастинг. Лучшим кадрам предлагают зарплаты мирового уровня и комфортные условия.

Крупнейшие американские авиакомпании платят своим командирам до $30-33 тыс. в месяц (American Airlines, United Airlines, Delta Air Lines). Лишь немного отстают от них китайцы и европейцы — порядка $25 тыс. (China Southern, Chengdu Airlines, Lufthansa). Тягаться с такими предложениями украинские компании не могут.

В профсоюзе пилотов отказались говорить об уровне доходов украинских пилотов. И предложили обратиться к данным Госстата, предупредив, что в усредненную цифру входят не только зарплата пилотов, но и ставки остальных членов экипажа.

Согласно данным статведомства, авиация занимает в рейтинге самых высокооплачиваемых отраслей страны первое место. Здесь на каждого работника в июне 2017 года приходилось в среднем 30,8 тыс. грн. По данным портала trud.com, зарплата пилота в феврале-апреле составляла около 65-67 тыс. грн. Правда, без указания квалификации летчика. По информации самих пилотов, украинские “дальнемагистральщики” в зависимости о налета получают до $5 тыс. в месяц.

Очевидно, что конкурировать с китайскими и европейскими коллегами отечественные авиакомпании не могут. Потому удерживают их иными способами.

«У наших авиакомпаний очень хорошие условия по обучению и подготовке пилотов. С молодыми специалистами подписывают контракты, по которым они гарантируют компании проработать определенный срок. А перевозчик берет на себя обязательство по подготовке пилота», – поясняет Полянский.

В Ryanair не пойдут

При этом эксперты не верят, что проблемы Ryanair могут оставить украинскую авиацию без пилотов. Уже хотя бы потому, что едва ли ирландский лоукостер сможет предложить им действительно высокую зарплату. Ведь вся модель компании построена на максимальной экономии. И даже массовые увольнения не смогут кардинально повлиять на стратегию перевозчика.

«Единственное, чем может быть интересен Ryanair украинским пилотам — это налет. С их оборачиваемостью в 25-40 минут дорасти до КВС получится быстрее, чем где бы то ни было», — объяснил Коновалов.

А вот китайские и арабские авиакомпании наших пилотов любят и ценят. И хотя, по признанию экспертов, украинская летная школа несколько ослабла в последние пару десятков лет, она все еще высоко котируется в мире.

При этом специалисты не сомневаются: нынешние кадровые трудности Ryanair – лишь небольшая часть глобальной проблемы. Ситуация с дефицитом пилотов в мире с каждым годом будет только усугубляться. И авиакомпаниям предстоит пройти еще не одну кадровую войну. Друг с другом, и со своими пилотами.

Как перевозчики станут решать возникшие трудности, предположить сложно. К примеру босс Ryanair Майкл О’Лири уже заявлял, что управлять самолетом вполне мог бы и один пилот. Все равно большую часть полета бортом управляет автопилот. Звучали и предложения управлять самолетами с земли. Но пока все они остаются фантастическими идеями, бороться за пилотов компаниям придется деньгами. Причем так, чтобы это не отразилось на цене билета для пассажира.

Юрий Павлов