Наместники от лукавого в Запорожье. Дело несвятых отцов

Чем примечателен запорожский религиозный филиал ФСБ.

После ухода на пенсию архиепископа Василия в 2009 году Запорожской епархии УПЦ МП патологически не везет с руководителями — они регулярно продуцируют «грязные» истории. Последняя, об отказе запорожского священника Московского патриархата отпевать погибшего ребенка, нанесла большой удар по всей церкви, пишет на интернет-портале depo.ua Едуард Андрющенко. Человечности и мудрости ее руководителям не хватает уже давно

Запорожская епархия Украинской православной церкви Московского патриархата была выделена из состава Днепропетровской епархии в 1992 году. Руководить вновь созданной церковной единицей из Крыма прислали епископа Василия (Златолинского). О нем горожане отзываются как о человеке мудром и дипломатическом – по крайней мере никто не может вспомнить ни одного скандала за почти 17 лет его правления.

Епископ Василий (Златолинский)
Епископ Василий (Златолинский)

Как и почти везде в южных и восточных областях Украины, УПЦ МП в Запорожье длительное время «по умолчанию» воспринимали как «главную церковь» – о существовании других православных конфессий здесь практически не знали. Епархия включала наибольшее количество приходов и опиралась на безусловную поддержку не только общества, но и местной власти и «красных директоров». В числе последних самым заметным являлся руководитель «Мотор-Сичи» и пророссийский политик Вячеслав Богуслаев, усилиями которого в середине 1990-х бывший кинотеатр им. Шевченко стал Свято-Андреевским кафедральным собором. А взаимоотношения церкви и запорожских чиновников ярко иллюстрирует следующий факт: когда где-то в 2008 году на какое-то мероприятие в облгосадминистрацию пригласили священников разных конфессий (в частности православных Киевского Патриархата и католиков – едва не впервые), журналисты одного из местных изданий обнародовали полную негодования статью. Мол, как это — власти (светского, напомним, государства, – Ред.) признают различных «раскольников» и общается с кем-то кроме УПЦ МП! «В следующий раз они пригласят саентологов и кришнаитов?» — риторически спрашивал автор материала.

Тем не менее, от политических противостояний Василий дистанцировался, чего не скажешь о его преемнике. В 2009 году старый архиепископ уходит «на покой» по собственному желанию по состоянию здоровья, а на смену ему приходит молодой (всего 30 лет) Иосиф (Масленников). Который в свете выборов, которые приближались, становится мощным «рупором» Партии Регионов, Виктора Януковича, а также влиятельного местного партийца Владимира Кальцева (который в очередной раз «метил» в мэры).

Иосифа обычно характеризуют как человека одиозного и жадного к деньгам – даже по стандартам Московского Патриархата, который никогда не отличался аскетизмом. В частности характерной чертой именно его времен называют поборы епископа с подчиненных на «поляны» для церковного «начальства», приезжавшего в Запорожье. Также поговаривают, что Иосиф разрабатывал и воплощал целые «спецоперации», чтобы добыть компромат на неугодных священников, и с его помощью заставить их оставить «вкусные» должности.

Иосиф (в центре) в компании московского патриарха Кирилла и бывшего киевского пророссийского "казака", а ныне майора "МВД ЛНР" Алексея Селиванова.
Иосиф (в центре) в компании московского патриарха Кирилла и бывшего киевского пророссийского «казака», а ныне майора «МВД ЛНР» Алексея Селиванова.

При правлении Масленникова произошло и трагическое и до сих пор не раскрытое событие – взрыв в запорожской церкви, который милиция быстро повесила на трех пономарей (после революции их признали невиновными и освободили).

За полтора года на должности епископа Запорожского Иосиф даже успел стать интернет-мемом. Его колоритная фотография в рясе на коне (заглавное фото) быстро разлетелось по сети. «Всадник Апокалипсиса», «темный рыцарь», «конный батюшка» — такие прозвища давали ему пользователи.

В конце 2010 года епископа неожиданно сняли с должности, отправили в Конотоп и даже понизили в статусе – с правящего архиерея к викарному. В качестве причин неофициально называют уже упомянутую любовь к деньгам (вроде бы значительную часть средств, которую выделили на восстановление взорванного храма, он положил себе в карман) и изменение политической конъюнктуры. Во-первых, выборы мэра 2010 года проиграл главный покровитель Иосифа – Кальцев, а во-вторых, начиналась эпоха «смотрящего» Евгения Анисимова (которого считают местным представителем могущественного Юрия Иванющенко – «Енакиевского»), когда на ключевые должности в регионе поставили «донецкий менеджмент». И управление МВД, и налоговую, и прокуратуру, и, что не менее важно, наиболее влиятельную церковь на Запорожье возглавили выходцы именно из Донбасса. Таким образом в Запорожье появился уроженец Харцызска Лука (Коваленко). До того момента он возглавлял Конотопскую епархию, то есть для них с Иосифом произвели такие себе «рокировки».

На любви к роскошной жизни Коваленко останавливаться не стоит. Здесь все типично для людей его среды и статуса: часы – швейцарские, автомобиль – японский внедорожник и так далее. Политически же он продолжил линию предшественника: «Слава Партии регионов и ее мудрому лидеру Виктору Федоровичу Януковичу!». Разве что на местном уровне главным носителем всех возможных достоинств стал уже не Кальцев, а «известный меценат и благотворитель Евгений Анисимов». Информация о «деяниях» последнего (прежде всего, обложение «данью» бизнесменов) регулярно попадала в информпространство, поэтому его больше всего и приходилось «отбеливать». Обычно в поддержку Анисимова дружным «хором» высказывались губернатор Александр Пеклушенко, мэр Александр Син и Лука. Забегая вперед, отдадим должное священнику: теперь, когда прошли годы, Анисимов находится в розыске, а вчерашние апологеты «смотрящего» «перекрасились», именно Лука едва ли не единственный не отказался от своих прошлых слов.

Лука - в центре, Анисимов - справа
Лука — в центре, Анисимов (это первое его фото, которое попало в СМИ) — справа

Когда в конце 2013 года начались протесты на Майдане, роль Коваленко как пропагандиста-«хранителя» для бывшей власти возросла еще больше. Он регулярно чеканил речи, в которых власть – от Бога, протесты – от лукавого и вообще «первый революционер – Сатана». Когда же в апреле 2014-го запорожцы атаковали антиукраинский митинг (знаменитое «яичное воскресенье»), Лука в своей проповеди был совсем не так категоричен в отношении сепаратистов: мол, люди вышли высказать свое мнение, и не мне их судить.

Сам Лука в тот день стоял перед «колорадами», пытаясь их спасти (нечего и говорить, что тремя месяцами ранее так же защищать запорожских «майдановцев» от титушок он даже не подумал).

1

Позицию архиерея в отношении российской агрессии можно обозначить как «и нашим, и вашим». Он никогда открыто не высказывался в поддержку «ЛДНР» или «Новороссии», заявлял, что Крым – Украина, а факт нападения соседнего государства и не опровергал, и не подтверждал. Епархия часто отчитывается о помощи украинским военным, но в Сербии Коваленко с удовольствием встретился с местным адептом «русского мира», и тот окрестил запорожца «епископом Новороссии».

2

Наконец, Лука неоднократно пытался убедить, что его церковью руководят в Киеве, а не в Москве, однако «антимосковские» шаги, в частности, украинской власти, неоднократно становились темой его гневных проповедей – например, «антинародное Рождество» (которое сам впоследствии и отметил) или «декоммунизаторы – слуги дьявола». Если какая-то часть духовенства УПЦ МП не против диалога с Киевским патриархатом и другими православными конфессиями, то Лука – один из наиболее рьяных защитников «эксклюзивных прав» Московского патриархата на статус православной церкви в Украине.

В этом контексте и случилась история с отказом запорожского священника УПЦ МП отпевать умершего ребенка, которого крестили в «неправильной» церкви. Поступок малоизвестного Евгения Молчанова поддержал его непосредственный руководитель Лука.

Несогласие с запорожскими священниками выразили даже отдельные представители УПЦ МП и РПЦ. А вот киевское «начальство» ситуацию не комментировало, что можно считать признаком молчаливого согласия с позицией Коваленко.

Кстати, в 2016 году руководитель УПЦ МП Онуфрий повысил Луку до митрополита – тоже яркая иллюстрация одобрения политики запорожского подчиненного. Онуфрия, напомним, считают олицетворением абсолютной лояльности Москве.

События в Запорожье вынесли на поверхность еще одну проблему – наличие в епархии Московского патриархата собственного «силового крыла» под названием «Радомир», которое при случае физически поддержит церковь в борьбе с «врагами». Правда, и священники, и сам «Радомир» всячески открещиваются от прозвища «православные титушки», которое к ним «приклеилось». Мол, организация занимается лишь добрыми делами наподобие воспитания молодежи. Причастность к избиению бойца АТО, который принес игрушки к церкви, они отрицают. Но, глядя на крепких парней (иногда – в камуфляже и бронежилетах с оружием), почему-то им никто не верит.

3

Складывается впечатление, что в Московском патриархате прилагают все усилия, чтобы данная неприятная для них ситуация не забывалась. Например, 9 января такой вот «урок христианской любви» преподал протоиерей из окружения Луки Александр Овачаренко, сочиняя в сети «Фейсбук» об «уничтожении» и намекая при этом на вполне реальных людей — запорожских волонтеров, которые сообщили о нападении на участника АТО возле храма.

4

Чреда запорожских «околоцерковных» скандалов вызвала волну ненависти к УПЦ МП по всей Украине даже у далеких от религиозных дел людей. Кое-кто считает, что эта история будет стоить запорожскому митрополиту должности. Кажется, ссылка архиерея в какой-то очередной «Конотоп» (как в свое время Иосифа) – единственный способ для Московского патриархата хоть как-то «сохранить лицо» в этой ситуации. Однако сможет ли это спасти церковь от серьезных потерь репутации, прихожан и, соответственно, денег – большой вопрос.