Ryanair в Украине: планы, цены, и сотрудничество с Коломойским

Куда смогут летать украинцы, по каким ценам и как Игорь Коломойский выиграет от выхода на украинский рынок Ryanair.

“Омелян посмотрел на дороги и решил запустить Ryanair в Украину”, — с такой шутки о себе начал пресс-конференцию относительно прихода ирландского лоукоста Ryanair в Украину министр инфраструктуры Владимир Омелян.

Украина – 34 страна для Ryanair. По словам Омеляна, переговоры с компанией длились еще с 2011 года, однако окончательно удалось договориться только в 2017.

На конференции в среду министр вместе с коммерческим директором компании Ryanair раскрыли детали относительно направлений и цен компании на авиабилеты из Украины.

Направления и аэропорты

Так, с октября украинцы смогут летать по 4 направлениям из Киева и 7 направлениям и з Львова в Польшу, Англию, Данию, Германию и Нидерланды. Ryanair будет летать из аэропорта “Борисполь” и аэропорта “Львов” им. Даниила Галицкого.

В целом новость о “Борисполе” была неожиданной, поскольку перед этим в украинских СМИ прошла новость о том, что в коде сайта авиакомпании было найдено упоминание об аэропорте Жуляны.

Правда, вскоре гендиректор “Борисполя” Павел Рябикин сообщил, что еще не подписал договор о сотрудничестве с Ryanair.

“Сейчас подписан только протокол о намерениях с Министерством инфраструктуры о достижении условий для полетов Ryanair в Украину”, — сообщил он.

Из Киева можно будет попасть в два города Великобритании — Лондон (5 раз в неделю) и Манчестер (3 раза в неделю), в столицу Швеции Стокгольм (4 в неделю) и в нидерландский город Эйндховен (3 раза в неделю).

Со Львова ирландский лоукост запустит рейсы в Берлин, Краков, Вроцлав, Будапешт, Лондон, Эйндховен и Меммингем (неподалеку от Мюнхена). Со следующего лета авиакомпания планирует запустить рейсы из Львова в Италию и Испанию.

Кстати, в Берлин и Вроцлав из Львова можно попасть и на WizzAir. А предложенное компанией английское направление трудно назвать привлекательным для рядового украинца по двум причинам. Во-первых, визу Великобритании трудно получить. Во-вторых, она стоит от 110 евро.

В противовес есть Эйндховен — второй по загрузке аэропорт Нидерландов. С него можно пересесть на другие бюджетные направления, которых сейчас нет в Украине. И за те же 10-30 евро полететь в Испанию или Италию, например.

Ценовая война

“Чтобы отпраздновать появление наших новых маршрутов в Украине, мы предлагаем специальную цену на билеты – всего от 19,99 евро”, — отметил О’Брайан на пресс-конференции.

Если посмотреть на цены Ryanair в других странах, то средняя цена на билеты составляет 33 евро. По отдельным направлениям цены могут доходить и до 10 евро.

Впрочем, по словам авиационного эксперта Сергея Хижняка, украинцам не следует надеяться на билеты по 9-10 евро.
“Минимальное время перелета из Украины в Европу составляет 2-3 часа, а себестоимость таких рейсов отличается от себестоимости рейсов внутри ЕС, которые, как правило, короче”, — говорит он.

С другой стороны, с приходом Ryanair интересно, как изменятся цены на авиационном рынке в целом.

Гендиректор консалтинговой компании Friendly Avia Support Александр Ланецкий считает, что с сегодняшнего дня на рынке начнется ценовая война.

“При этом надо понимать, что если другие перевозчики примут вызов Ryanair и ввяжутся в эту войну, то может выйти яркая схватка, которая очень быстро закончится. Есть такое выражение “Пока толстый сохнет, сухой сдохнет”, — сказал он.
“У ирландской компании в этом смысле очень большой запас прочности. Ryanair в прошлом году заработала больше денег, чем вся украинская авиация. Это означает, что МАУ в таком случае придется менять концепцию развития”, — добавил он.

Эксперт в сфере транспорта и инфраструктуры Александр Кава считает, что цены будут снижаться на тех маршрутах, где усилится конкуренция.
“Выход дополнительных перевозчиков на новые маршруты всегда усиливает конкуренцию и приводит к снижению цен. Но, с другой стороны, не стоит переоценивать уровень цен лоукостов, так как у них очень агрессивная ценовая и маркетинговая политика — они популяризируют свои минимальные тарифы, но при этом средний у них не значительно отличается от тарифа традиционных перевозчиков”, — говорит эксперт.

“Как показывает опыт, дешевые тарифы есть на тех рынках, где большая дисперсия тарифов. То есть, грубо говоря, если себестоимость одного кресла на маршруте из Киева в Париж – 150 евро, а вы продаете 20 билетов по 10 евро, то это означает, что вы должны столько же билетов продать по максимальному тарифу, который будет уже 290 евро. Без максимальных тарифов не бывает минимальных”, — заявил Кава.

Несколько слов о МАУ

То, что Ryanair выбрала “Борисполь”, выглядело странным еще и потому, что там базируется главный украинской авиационный монополист МАУ, который недолюбливает лоукост. WizzAir тоже, когда заходил на рынок, выбрал “Борисполь”, но обслуживался там недолго.

Кроме того, на многих направлениях, где у МАУ нет конкурентов, цены на билеты значительно выше, чем там, где конкуренты есть. Поэтому приход новых компаний, а особенно лоукостов, означает, что придется снижать цены.
Однако на сегодняшней пресс-конференции коммерческий директор компании Ryanair Дэвид О’Брайан обмолвился, что компания подумывает о том, чтобы начать сотрудничать с МАУ.

“Еще одна неофициальная тема, которая нас задержала, это потенциал для сотрудничества между Ryanair и МАУ для обеспечения связей между Западом и Востоком”, — сказал О’Брайан.

По словам бывшего главы Госавиаслужбы и менеджера компании МАУ Дениса Антонюка, именно МАУ больше всех выиграет от прихода Ryanair.
“Ryanair прокричит в Европе, что в Украине безопасно и дешево. Лоукосты громко прокричат всем нашим соседям, что через Киев в Европу дешево, а это Гомель, Воронеж, Баку, Алматы, все на Киев и Львов и здесь МАУ все карты в руки”, — написал Антонюк.

Будут ли еще лоукосты?

Некоторое время казалось, что приход такой крупной лоукост-компании, как Ryanair, невозможен, особенно после 2014 года, когда началась война на востоке и экономический кризис.

“Украинский рынок обладает довольно слабой платежеспособностью, низкой мобильностью населения (количество перелетов в год – Ред.), низкой туристической привлекательностью. На фоне всех этих факторов лоукостеры, которые широко представлены на платежеспособных и стабильных рынках Северной и Западной Европы, поглядывают на Украину с некоторой опаской”, — говорит авиационный эксперт Андрей Ярмак.

Однако, отмечает Ярмак, сейчас наметилась определенная экономическая стабильность, аэропорты стали активно работать над привлечением авиакомпаний, не могли не заметить лидирующие лоукосты Европы.
Украинская авиация действительно начала выходить из кризиса значительно быстрее, чем другие секторы экономики. В прошлом году отечественные компании смогли увеличить количество пассажиров на 30,9% до 8,25 млн человек и количество транзитных пассажиров на 20,9% до 12,9 млн человек.

“Почему сейчас выходит Ryanair? Потому что рынок второй год растет, да, он растет с низкой базы — после 30% спада, но тот рост, который сейчас есть, оно впечатляет. Эта компания увидела потенциал и решила зайти”, — говорит Хижняк.

Потенциал увидела не только Ryanair. Перед этим об открытии новых рейсов заявила и WizzAir.

“Еще один лоукост, по утверждению министра, ведет переговоры относительно открытия авиакомпании в Украине. Кроме того, в этом году, например, возвращается в Украину Alitalia, другие перевозчики увеличивают присутствие в Украине. Все это – хорошая тенденция”, — отмечает адвокат и эксперт по авиационному праву Андрей Гук.

При этом, почти все опрошенные ЭП эксперты сходятся во мнении: для того, чтобы лоукосты приходили, украинцы должны летать. Для того, чтобы украинцы летали, правительство должно приложить усилия для повышения платежеспособности населения.

Федор Попадюк, Николай Топалов