Транспортный картель

В то время, как пол Украины весной задыхалось от лесных пожаров, Киев накрывало песчаными бурями, а весь мир остановился от неведомого до сих пор вируса, украинских коррупционеров от власти проблемы с экологией и медициной не волновали вообще. Вместо того, чтобы срочно инициировать законопроекты об улучшении качества воздуха, воды, грунтов, или кинуть все силы на спасение людей от коронавируса, они пошли прямо противоположным путем. Самый грязный воздух в мире, которым в апреле несколько дней дышала столица Украины, может оказаться всего лишь цветочками по сравнению с экологической катастрофой, на пороге которой стоит Украина. 

Одним из опаснейших для будущего страны является законопроект №1182-1-д  “О внутреннем водном транспорте”. Его инициатором стал глава транспортного комитета Рады Юрий Кисель ("Слуга народа"). 24 апреля на внеочередном заседании парламента законопроект уже был принят в первом чтении.

Возможно, Кисель наивно рассчитывает, что после окончания депутатской карьеры ему удастся уехать жить за границу. Но что он оставит здесь остальным украинцам? Уничтоженную экологию рек, разворованные недра, контрабандные схемы и убитую речную логистику. Одним из немногих, кто открыто говорит об опасности законопроекта Киселя, стал Герой Украины Алексей Вадатурский – основатель крупнейшего сельскохозяйственного предприятия "Нибулон", один из крупнейших налогоплательщиков и пример построения социально ответственного бизнеса.     

Вадатурский предупреждает: документ, во-первых, “уничтожит украинский флаг на украинских реках” вместе с отечественным судостроением. А во-вторых, содержит целый ряд других рисков: 1. Уничтожение экологии украинских рек из-за предоставленной возможности сбрасывать в реки судовые сточные воды прямо на ходу. 2. Разрешение самовольно проводить дноуглубительные работы любыми субъектами без каких-либо экологических разрешений. 3. Узаконивание расхищения недр. Например, предоставляя возможность любому субъекту хозяйствования свободно продавать выбранный со дна рек песок. 4. Узаконивание схем контрабанды горючего иностранным флотом (без уплаты налогов и пошлин). 

В ответ Вадатурскому, ведущему украинскому инвестору, народные депутаты Николай Тищенко (в бейсболке с надписью USA) и Игорь Негулевский записали насмешливое видео в стиле гопников. В принципе Николаю Тищенко, владельцу незаконно работающего во время карантина ресторана, уже можно и не удивляться.   

Но остается вопрос: как можно настолько быстрыми темпами протолкнуть в Раде опасный для страны законопроект? Как можно не прислушиваться к мнению крупнейшего отечественного налогоплатильщика и даже насмехаться над ним? Для этого надо ближе присмотреться к инициатору законопроекта – депутату Юрию Киселю и людям, с которыми он связан.

Откуда ноги растут? 

Пока страна сидит на карантине, коррупционеры и не собираются убавлять аппетиты. Скорее наоборот — умы сограждан заняты выживанием в условиях пандемии, а для них наступило самое хлебное время. Особенно активничают участники «транспортного картеля» во власти, в который входят фигуранты, занимающие ключевые для отрасли посты.  О нем в этой статье и пойдет речь.

Почему такое громкое название – «картель»? Могущество колумбийских и мексиканских наркобаронов основывалось на коррумпировании чиновников и силовиков не меньше, чем на вооруженных до зубов частных армиях. Сила же украинского «транспортного картеля» в том, что он сам по себе и есть власть. И каждый в этом коррупционном ансамбле играет свою важную партию.

Кому-то подобные сравнения покажутся чрезмерными. Ведь украинские коррупционеры не ликвидируют неугодных с помощью наемных убийц «сикариос», не взрывают торговые центры и самолеты, и не перевозят кокаин подводными лодками. Но трудно даже подсчитать суммарный ущерб от них для воюющей страны, в условиях гибельного для экономики локдауна. Пока Украина находится в точке «идеального шторма», любая коррупционная нагрузка для экономики крайне болезненна. Балансируя над пропастью, можно упасть от малейшего прикосновения. Но этих людей подобные материи не интересуют.

Главными столпами упомянутого «транспортного картеля» можно назвать двух человек. Первый – Юрий Кисель, депутат от «Слуги Народа», глава Комитета ВР по вопросам транспорта та инфраструктуры. Да, этот человек имеет очень отдаленно отношение к транспортной отрасли. 

Второй концессионер – министр инфраструктуры Владислав Криклий. Молодой, но уже весьма опытный и прославившийся своими талантами в схематозе. Два «дона» транспортного картеля в прочной связке успешно разворовывают транспортную отрасль, расставив на должности нужных людей, которые послушно выполняют роль винтиков коррупционного механизма. Кстати, оба в начале работы нынешнего созыва рассматривались на должность главы транспортного комитета парламента. Но, очевидно, решили распределить сферы обязанностей. Криклий отправился на должность главы Мининфраструктуры, Кисель – в профильный комитет.

Глава Комитета кумовства и крышевания

Публичной информации о Юрие Киселе немного. Ранее он возглавлял строительную компанию «Биант» из Кривого Рога. Работал начальником производственных цехов в производственном объединении «Кривбасбудиндустрия», которая была переформатирована в ООО «Растро», где занимал должность директора. В 2018 году основал и возглавил ООО «Растро КР». Обе компании работали с бюджетными деньгами и выполняли работы для городских коммунальных предприятий. 

По данным публичной декларации, Юрий Кисель далеко не бедный человек (земля, дом и квартиры, миллионы гривен, сотни тысяч долларов и евро на счетах и наличными, внушительный автопарк строительной техники, записанный на жену), но всеравно не гнушался брать материальную помощь в размере 100 и 3000 гривен от департамента социальной политики исполкома Криворожского горсовета. От привычки постоянно кормиться из государственных средств Кисель не отказался и после избрания в парламент. В декабре 2019 года криворожский сайт «0564.uа», подметил, что все шесть криворожских депутатов-миллионеров, в том числе и Юрий Кисель, получили бюджетную компенсацию за проживание в столице.

Как бы там ни было, Кисель довольно влиятельный персонаж. В частности, его назначили неофициальным куратором, то есть «смотрящим» по местным выборам в Днепропетровской области. Он будет заниматься решением всех вопросов, связанных с местными выборами, в том числе, подбирать кандидатов и нести ответственность за итоговый результат. 

О том, как Юрий Кисель строит свои взаимоотношения на местном уровне, страна узнала уже давно. В сентябре 2019 года выплыл наружу громкий скандал, которые в медиа нарекли «Криворожгейтом», Тогда Юрий Кисель вместе с однопартийцами из Днепропетровщины Владимиром Захарченко, Владленом Неклюдовым, Еленой Криворучкиной, Вячеславом Медяником и Юрием Корявченковым встречались с претендентом на должность главы криворожской полиции в одном из местных ресторанов. Их разговор с шефом днепропетровской полиции Владимир Огурченко и претендент на должность главного полицейского Кривого Рога (тогда еще не назначенным) Сергее Лукашовым крутился вокруг далеко не государственных дел. А вокруг вполне прагматичных шкурных вопросов, которые интересовали новоиспеченных «слуг народа». О чем вся страна узнала из опубликованного в соцсетях аудио разговора. Контроль деятельности городской полиции, возможность выкупа местного телеканала, коммерческая выгода от сбора металлолома и крышевания азартных игр – вот что интересовало народных избранников, среди которых был Юрий Кисель. Особенно живо обсуждались возможности коррупционных взаимоотношений с металлургическим гигантом «Криворожсталью». И все это прикрываясь именем мега-популярного президента Зеленского. То есть уже тогда Юрий Кисель явно не скрывал, что в парламент пошел не за славой реформатора и государственника. Сам Кисель факт переговоров не отрицал, хотя от намерений подмять под себя местные денежные потоки всячески отпирался.

Министр-«схемщик»

Важным звеном «транспортного картеля» является человек, который, собственно говоря, и отвечает за инфраструктуру всей страны. Это глава профильного министерства Владислав Криклий. По данным нардепа Дубинского, именно он является инициатором и куратором построения многочисленных коррупционных схем в Министерстве инфраструктуры.

За короткое время он успел подмять под себя все подконтрольные Мининфраструктуре направления, приведя в госструктуры «настоящих профессионалов» государственной коррупции, о которых чуть позже. 

До того как Криклий стал депутатом, а потом был назначен министром инфраструктуры, он руководил Главным сервисным центром МВД Украины. Где, очевидно, получил много практических знаний, которую начал воплощать в жизнь уже на новой должности. На публике – молодой государственный менеджер и «новое лицо», в реальной жизни — миллионер в 33 года, заработавший далеко не на стартапах, а на типичной государственной коррупции. 

Чем отметился Криклий на посту министра, который он сохранил даже после отставки Кабмина Гончарука? Для начала, кадровой чехардой в «Укрзализныце». Бывший глава правления УЗ Евгений Кравцов был уволен еще в конце января 2020 года. Его заменили временным руководителем Желько Марчеком. Даже для временного Марчек продержался недолго – 15 апреля и он был уволен с формулировкой «не оправдал доверия». «Укрзализныця» получила нового ставленника Криклия – Ивана Юрика, который в ранге и.о. должен руководить госпредприятием как минимум до конца карантина и оглашения нового конкурса на должность. 

Чтобы понять все лицемерие подходов Криклия к делам «Укрзализныци» следует процитировать его же слова. Например, в контексте высоких зарплат членов Набсовета УЗ. Согласно финансовому отчету Укрзализныци, среднемесячная зарплата члена Наблюдательного совета в 2019 году составляла 588 тысяч гривен в месяц.  Криклий по поводу этого сказал следующее:  «Мне за это болит не меньше чем тем, кто задает этот вопрос. У меня как министра, например, гораздо больше ответственности, рисков и нагрузки на работе, а заработная плата в 10 раз меньше. Члены Наблюдательного совета сами сейчас принимают решения и готовы уменьшить свои заработные платы. Это правильный шаг навстречу вызовам, которые имеем сейчас».

В то же время именно Криклий назначил 24-летнюю Валерию Шкаброву, которая только за два года до назначения закончила университет, членом Набсовета «Укрзализныцы». С зарплатой 160 тысяч в месяц. Неизвестно, какую перспективу увидел в юной девушке министр, но главное, что никакого конкурса она не проходила. По крайней мере, официально. Может это и есть тот самый «правильный шаг навстречу вызовам», о котором говорил сам Криклий?

Из конвертцентра – на ответственную должность

Новым участником «транспортного картеля», а точнее подручным главных действующих лиц стал еще один криворожский «ценный кадр» с непростой судьбой — Алексей Осман, которого называют человеком Юрия Киселя. Недавно он получил важную и, безусловно, «хлебную» должность директора филиала УЗ «Центр управления промышленностью». 

Ранее Осман работал на руководящих должностях в коммунальных предприятиях «Криворожспецтранс», «Кривбассвітло», «Кривбаспромводопостачання». Во времена президентства Януковича также занимал должность замглавы Центрально-Городского района Кривого Рога – до 2014 года. И даже возглавлял районную организацию Партии Регионов.

Период Майдана в Кривом Роге местным активистам запомнится навсегда. Семейство Вилкулов, старший из которых, Юрий Вилкул, был мэром Кривого Рога (и остается им до сих пор), а младший, его сын Александр – руководил Днепропетровской ОГА полностью показало, на что способная агонизирующая криминальная власть. Жесточайшие разгоны мирных акций, подавление активистов, титушки, калечащие людей – все это есть в анамнезе Вилкулов, которые чувствовали себя хозяевами в родном городе и области. Осман, как примерный «регионал» и чиновник принимал деятельное участие в общем деле подавления протеста, и, по некоторым данным, курировал криминальные элементы, которых натравливали потом на мирных демонстрантов. Возможно, именно тогда он и сблизился с Юрием Киселем, и по происшествию времени пригодился уже в виде чиновника на ответственной должности в УЗ.

В биографии Османа есть одно интересное пятно, которое он, после прихода на госслужбу, явно пытается скрыть. До недавнего времени он являлся совладельцем ТОВ «Днепротрубпласт», доля в этой компании указана в декларации Османа. Декларацию подавал накануне конкурса на должность главы Госагентства водных ресурсов, который, впрочем, провалил. На данный момент Осман уже не числится совладельцем компании, но след свой оставил.

Согласно данный «Опендата», ТОВ «Днепротрубпласт» прямо сейчас фигурирует в уголовном деле, которое рассматривает Мелитопольский райсуд Запорожской области. По материалам судебных заседаний, компания Османа участвовала в отмывании средств преступной группы в 2018-2019 годах, когда он еще был одним из совладельцев компании: «Использовалась схема перечисления безналичных средств предприятиями реального сектора экономики на текущие счета подконтрольных транзитно-конвертационных и фиктивных субъектов хозяйствования, среди которых и ТОВ «Днепротрубпласт». 

Получается, что нынешний глава филиала «Укрзализныци», Центра управления промышленностью, в сфере ответственности которого сконцентрированы значительные государственные средства и имущество (только одних карьеров в управлении – 8), еще не так давно был обычным совладельцем конвертационного центра. 

Надо полагать, что именно такие ценные кадры нравятся Киселю и Криклию. И им обязательно найдется работа в рамках «картеля».

12 друзей Криклия

Отдельного упоминания в структуре «транспортного картеля» стоит команда приближенных к Криклию людей, которые зачастую и реализуют все схемы по откатам и коррупционным связям, связанных с инфраструктурными проектами в стране. В последнее время об этом все чаще и чаще пишут медиа, а значит незамеченными все их деяния не остаются.

Более того, в СМИ появилась информация о существования некоего «теневого штаба» Криклия, который и решает все коррупционные вопросы. Вот только некоторые сюжеты из богатой событиями коррупционной жизни подручных министра инфраструктуры. 

Как писало издание «Comments.ЮА», место расположения теневого офиса — элитный бизнес-центр «София» рядом с Софийской площадью. «Настоящим теневым министром вот уже вторую каденцию подряд (как в правительстве Гончарука, так и в правительстве Шмыгаля) является бывший сотрудник Главного сервисного центра МВД Украины (вместе работали там с Криклием), юрист Павел Шевченко. О Шевченко мало что известно широкой общественности, однако в узких кругах его знают как ключевую фигуру в транспортной тематике. Он набрался опыта на теме обеспечения потребностей сервисных центров МВД необходимыми товарами и услугами и с приходом Криклия во власть расширил свою компетенцию на все подконтрольные Мининфраструктуры направления», — отмечают журналисты.

Именно Шевченко курирует коррупционные схемы в скандальной «Укртрансбезпеке», которая выдает лицензии на международные перевозки, занимается Администрацией морских портов Украины, которую на сегодняшний день возглавляет «нужный» и.о., сохраняя все теневые потоки. Павел Шевченко даже засветился в скандальных «пленках Ермака», которые опубликовал нардеп Гео Лерос. Он фигурирует в разговорах, в частности, в эпизоде с покупкой за 1 млн. долларов должности главы Администрации морских портов Украины.

Еще одно направление – клининговые компании, обслуживают территорию и здания вокзалов, а также направление аренды магазинов, киосков и других торговых площадей. Например, клининговые компании формируют цену на неофициальном уровне и их прибыль исчисляется сотнями миллионов гривен в год. Все эти баснословные деньги стекаются в теневой офис Криклия и его «транспортного картеля».

После публикаций в СМИ информации о бэк-офисе Владислава Криклия по адресу Рыльского,6, из которого якобы ведется ручное управление министерством, он оперативно закрылся и переехал полным составом по новому адресу.  Теперь, секретный офис министра инфраструктуры находится в бизнес-центр «Панорама», на ул. Большая Житомирская, 20.

Шевченко также плотно погружен в тему закупок «Укрзализныци». По некоторым данным, именно уволенный в январе Кравцов мешал подручному Криклия разобраться, где и как можно заработать на схемах.

Из всего вышесказанного становится очевидно, что Шевченко пользуется большим доверием Криклия. Не удивительно, ведь оба являются бизнес-партнерами в двух компаниях — ООО «Светофор» и ООО «Автовинн» (38675581). Обе компании хорошо зарабатывают, регулярно выигрывая тендеры многочисленных сервисных центров МВД. По данным сервиса YouControl, компания «Светофор», заработало более 191 млн грн. на поставках МВД различных типов автомобильных знаков. А «Автовинн» заработало почти 100 млн грн. на поставках автомобилей государственным и коммунальным структурам.  

Но кроме Павла Шевченко у министра инфраструктуры есть еще много надежных людей. Недавно Криклий взял к себе в советники одиозного Андрея Батищева, бывшего главы «Укравтодора», набившего руку на откатах с подрядчиков по строительству дорог еще в 2015-2016 годах. В то время работала налаженная система откатов – 12,5% с каждого подряда. Андрей Батищев на тендерных процедурах «определял» победителем заранее оговоренные компании, подконтрольные гражданину РФ, члену армянской диаспоры — Вагинаку Аветисяну (основателю строительной компании «Дорлидер»), который фактически контролировал выполнение дорожных работ по всей Украине. При проведении тендеров Батищев ежемесячно получал от него «откаты», как лично, так и через банковские счета в «Укргазбанке». Об этом подробно в своих блогах рассказывал бывший журналист-расследователь, а ныне депутат от «Слуги Народа» Александр Дубинский.

Еще в начале ноября 2019 года Криклий уволил действующего директора порта «Южный» Анатолия Яблуновского и назначил на его место директора Мариупольского порта Александра Олейника — ставленника Александра Смирнова (директор ООО "Портинвест"), который является смотрящим от Рината Ахметова за портовой отраслью. «За короткое время, Олейник организовал работу «Южного» максимально выгодно для «Метинвеста» Ахметова. В декабре, когда перезаключали контракты на 2020 год, Олейник отказался от практики Take-or-Pay (так выгодно для порта), и перешел к обычным контрактам с оплатой по факту, что на руку «Метинвесту» Ахметова.

Еще один скандал связан с недавно опубликованным приказом Криклия о назначении членов наблюдательного совета в крупное инфраструктурное госпредприятие «Киев-Днепровское межотраслевое предприятие промышленного железнодорожного транспорта». Его доля в грузовом обороте «УЗ» — около 10%.  Руководит компанией экс-глава Соломенской райгосадминистрации и фигурант уголовного производства о служебной халатности ценой в 9 млн грн. Игорь Довбань. Во времена градоначальника Киева Александра Попова Довбань возглавлял Главное управление экономики и инвестиций Киевской горгосадминистрации, а после Революции достоинства был советником главы «Укравтодора» Андрея Батищева и якобы имел очень большое влияние на предприятие. В итоге в Набсовет «КДМППЖТ» вошел именно Батищев, как «правая рука» Криклия. 

Команда «12 друзей Криклия», судя по всему, будет и дальше расти. Еще есть много жирных должностей, где нужно расставить своих. Таким образом, министр инфраструктуры цементирует нужные коррупционные схемы не только на уровне руководства, но и в набсоветах. И, похоже, становится жертвой типичной ошибки всех, кому долго удавалось оставаться ненаказанным – перестает чувствовать опасность и считает себя всемогущим. История учит, что подобные ошибки всегда заканчивались катастрофическим крушением и расплатой. Вопрос только в том, кто первым всерьез займется деятельностью Криклия и его подельников по «транспортному картелю»?